Главная » Дети » Психологическая готовность ребенка к школе: основные ее составляющие и как проверить дома

Психологическая готовность ребенка к школе: основные ее составляющие и как проверить дома

Когда же все-таки отдавать ребенка в учреждение образования начального типа? В 6 или 7 лет? Родители обязаны знать, что должна быть психологическая готовность ребенка к школе. Тогда он будет хорошо учиться и с удовольствием посещать занятия.

Психологической готовностью ребенка к школе называется критерий зрелости и достижения им определенного уровня психического развития, то есть это время, когда ребенок будет способен принимать активное участие в школьном процессе.

Очень часто оказывается, что первоклассники не хотят посещать школу, неохотно встают по утрам и устраивают истерики. Это в большинстве случаев связано с тем, что не оправдались их ожидания. Родители не смогли рассказать, что школа – это не только праздник, вкусные сырки и красивая учительница. В школе нужно учиться, быть дисциплинированным и послушным.

Для родителей, как не странно, очень важно обучить ребенка чтению и счету. Они полагают, что этого вполне достаточно, чтобы показать, что их малыш готов пойти в первый класс. Но это далеко не все, что требуется от первоклассника для успешного освоения новых знаний и умений.

Основным критерием, который показывает, что ребенок готов перейти на новый уровень получения знаний является умение и желание хорошо учиться в определенном учебном заведении.

Психологическая готовность ребенка при поступлении в школу состоит из нескольких составляющих:

  1. Волевой;
  2. Личностной;
  3. Интеллектуальной.

Волевая готовность

Способность ребенка к контролю над своей дисциплиной, умственной деятельностью, продолжительному сосредоточению и умению преодолеть желание отвлечься называется волевой готовностью. Если ребенок плохо владеет своей волей, то в процессе обучения у него возникают проблемы, которые проявляются в неспособности:

  • Соблюдать дисциплину в школе, на общеобразовательных уроках и уроках физической культуры;
  • Слушать и выполнять задания от учителя;
  • Работать по правилу или образцу.

Чтобы развить волевую готовность ребенка нужно приучать играть в игры с правилами. При этом важно их соблюдать и не давать послабления при желаниях малыша их изменить. Для того, чтобы развить способность будущего первоклассника делать что-то по образцу, можно собирать пазлы, кубики и тому подобное, где есть картинка, как оно должно быть. Также очень важно приучать ребенка слушать родителей и выполнять их поручения, а для развития соблюдения тишины нужно мотивировать ребенка, что он полезного получит или услышит, если не будет шуметь.

Для того, чтобы проверить на сколько развиты данные умения можно предложить пройти специальный тест, который покажет уровень волевой готовности.

Личностная готовность

Данный критерий готовности показывает насколько ребенок готов к обучению в социальном, эмоциональном и мотивационном плане. Личностная готовность говорит об умении самоорганизации, самостоятельности, интересе и желании получать новые знания, а также к их освоению и применению.

Вышеперечисленные умения должны относится ко всем компонентам школьной и социальной жизни:

  • Образовательному процессу и школе;
  • Учителю;
  • Одноклассникам и сверстникам;
  • Родным и близким;
  • Пожилым и маленьким;
  • Себе, своим умениям и способностям.

Интеллектуальная готовность

В данном случае речь идет об развитии таких психических функций, как:

  1. Внимание;
  2. Мышление;
  3. Память.

В таблице ниже приведены способности, которые характеризуют развитие этих функций.

Внимание

Мышление

Память

Ребенок должен находить как минимум по 10 отличий с двух картинок, выход из лабиринта взглядом, одинаковые предметы и фрагменты рисунков

Подбирать логические пары (яйцо-курица) и фрагменты картинок, объяснять выбранное

Уметь запомнить 9 предметов за полминуты

Выполнять порученное задание до конца

Уметь найти закономерности в логических цепочках и слаживать картину, состоящую из 15 частей

Уметь запомнить воспроизвести цепочку слов и фразы, которые повторялись до 2 раз

Уметь не отвлекаться при выполнении задания

Определять последовательность происходящего и объяснять это

Запомнить показанный рисунок и отвечать на наводящие вопросы, относительно увиденного; запомнить предложенный ряд цифр

Существуют специальные методики, помогающие выявить уровень развития данных психических функций.

Проверка готовности ребенка к школе дома

Родители вполне способны сами провести диагностику готовности ребенка к процессу получения и освоения новых знаний и умений. Для этого можно провести с ребенком некоторые пробные ситуации. Например:

  1. Можно поиграть с ребенком в игру, где есть четкие правила, которые необходимо соблюдать. Если ребенок не хочет играть по ним или постоянно проигрывает — это может говорить о неумении его подчиняться определенной системе, поэтому в школе у него будут проблемы. Таким способом легче всего проверить нервно-психологическое развитие ребенка;
  2. Взять картинку из известной сказки и разрезать ее на несколько частей. Предложить ребенку сложить картину целиком и рассказать ее сюжет;
  3. Нарисовать на листе бумаги рисунок, состоящий из фигур, чисел и линий и попросить ребенка срисовать с образца;

  1. Предложить заполнить анкету, в которой будут вопросы относительно того, что ждет ребенок от школы. Это могут быть вопросы: «хочет ли он учиться, будет ли он уважать учителя, зачем он хочет пойти в школу?» и так далее.

Видео по теме статьи

 

 

 

 

 

Предыдущая статья: Следующая статья:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *